Топ-6 признаков успешной сделки при покупке готового бизнеса

Стать предпринимателем можно разными способами. Безопаснее всего открыть свое дело или взять франшизу. Куда сложнее будет отбить вложения в приобретенную действующую компанию, даже если она имеет неплохой имидж на рынке и блестящую кредитную историю. Часто плюсы и минусы такого инвестпроекта становятся видны лишь после заключения договора. Будущим бизнесменам стоит знать 6 признаков успешной сделки при покупке готового бизнеса.

Сфера личных и трудовых отношений

Успешное, стабильно работающее предприятие, даже мелкое, никогда не будут продавать без серьезной причины. Это первое, о чем нужно помнить начинающему предпринимателю. За объявлением о продаже могут стоять претензии со стороны налоговой инспекции или контрагентов, личные обстоятельства или конфликты среди совладельцев организации.

Чтобы те или иные проблемы не перешли по наследству к покупателю бизнеса, нужно иметь в виду следующие аспекты:

Покупателю переходят и активы предприятия

Система белой зарплаты

  1. Сделку только в том случае можно признать чистой и успешной, если вместе с названием компании покупателю переходят и ее активы, которые свободны от чьих бы то ни было претензий. Если есть хотя бы малейшее подозрение, что партнер продавца или его ближайшие родственники заинтересованы в предприятии, его владелец рискует столкнуться впоследствии с претензиями с их стороны. Вместо того чтобы развивать бизнес, придется бегать по судам.
  2. Считается нормальным, если сделка не сопряжена с увольнением коллектива, то есть весь необходимый штат присутствует. Стоит насторожиться, когда в компании остаются один-два человека, которым просто некуда идти. В таком случае стоит попытаться выяснить, а ушли ли сотрудники добровольно, выплачена ли им зарплата, отпускные, компенсации. При наличии трудовых конфликтов долги перед бывшими работниками гасить придется новому владельцу, да еще и с процентами. К тому же претензии налоговой инспекции, пенсионного фонда и других официальных органов коснутся только что сформированной административной команды.
  3. Чистый бизнес отличается системой белой зарплаты. Этот вопрос следует изучить досконально. С серыми и черными выплатами не стоит связываться. Они дают большие возможности для недовольных сделкой сторон (как партнеров бывшего владельца, так и уволенных работников) создать проблемы новому хозяину. Одно заявление в прокуратуру или инспекцию по труду — и проверка организации обеспечена.

Покупателю, особенно если он новичок в предпринимательстве, нельзя игнорировать ни одно из этих правил.

Проверка документов

Вместе с активами и командой, перетряхивать которую логично самостоятельно, новому хозяину должна быть передана вся документация и клиентская база.

Без первоначальных документов даже опытному бухгалтеру и экономисту будет сложно подготовить отчеты в налоговую, провести реальный анализ состояния бизнеса. Не менее важна и другая официальная информация, которую лучше проверить самостоятельно.

Нужно убедиться в соблюдении следующих правил взаимовыгодной сделки:

Как поступить, если банкомат не возвращает вашу карту

Проверка документов

Проверка документов фирмы

  1. Документы по предприятию должны быть переданы как в электронном, так и в бумажном виде. Так у продавца останется меньше шансов на приукрашивание ситуации и подгонку данных. Вполне нормально потребовать заранее предъявления этих документов. Если в компании все чисто, то продающей стороне не нужно что-то скрывать. Если же предприятие утопает в долгах, практикует двойную или тройную бухгалтерию, продавец сделает все, чтобы представить минимум официально зафиксированной информации.
  2. Предприятие не должно быть участником текущих арбитражных дел. Еще полбеды, если оно вынуждено взыскивать в судебном порядке долги с контрагентов, хотя этот процесс и может тянуться годами. Очень плохо, когда сама фирма рискует оказаться в роли безнадежного ответчика. Помимо появления новых долгов, это грозит иском о банкротстве со стороны или самых нетерпеливых партнеров, или налоговой инспекции. Наличие таких дел нужно проверить.
  3. Фирма должна подтвердить свою надежность наличием собственного офиса или производственных помещений. Неблагонадежные продавцы могут попытаться предложить покупателю арендованные площади под видом своих либо же представить в выгодном свете условия их аренды. Часть этой информации можно проверить с помощью расширенной выписки из ЕГРН. Если в этом документе не будет четко отражена информация о владельцах помещения или не будут зарегистрированы договоры аренды, сделку лучше свернуть: продавец явно пытается ввести покупателя в заблуждение.

Не нужно стеснятся проверять документацию. Предварительная работа с ней — необходимость. Если этот этап пропустить, риск прогореть и потерять свои средства многократно возрастает.

В идеале покупатель должен получить не только печать и бренд, но и предприятие, которое без проблем продолжает работать, имеет и помещение, и оборудование, и трудовой коллектив. Тогда дальнейший успех будет зависеть только от талантов и умений нового хозяина.

Зачем нужен электронный кошелек, и какой из них лучше всего

Добавить комментарий

Поле "e-mail" необязательно для заполнения